Практически до конца прошлого столетия, для кораблей, хождение по северным морям было сопряжено с риском оказаться в ледовом плену. Даже имеющиеся на тот момент дизельные ледоколы были ограничены в своих возможностях. На сегодняшний день Россия является единственной державой, обладающей мощным атомоходным ледокольным флотом. И это как раз то самое достижение, которым мы, граждане нашей страны, можем гордиться. А еще чувство гордости и восхищения вызывает у меня то, что на одном из таких ледоколов под названием «Ямал» служит в должности подшкипера мой товарищ и друг детства. Почему-то в юности желание посвятить свою жизнь морскому делу у беляевца Александра Степанова никак не проявлялось (до призыва в армию учился в техникуме на автомеханика), но, видимо, срочная служба в Морфлоте сыграла решающую роль, и вот уже более 27 лет он неразрывно связан с морем. Александр много рассказывал о своих хождениях по северным морям. Показывал сотни фотографий и видеосюжетов, и меня всегда поражало качество того и другого. И снимки, и видео практически ничем не отличались от профессиональных, тех, что мы привыкли видеть в передачах о путешествиях и о мире животных. По словам Александра, ледокол «Ямал» своей комфортабельностью больше похож на туристический лайнер. Так как помимо своей основной функции – проводки судовых караванов во льду, он еще несет на себе научно-исследовательские и попутно круизно-туристиче-ские функции. На судне имеется ресторан, конференц-зал, библиотека, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. На корабле 155 кают для экипажа и 50 кают для комфортного размещения 100 пассажиров. Ледокол постоянно берет на борт иностранных туристов, и стоимость та- кого вояжа составляет около 17 тысяч долларов. «Ямал» имеет 150 метров длины, при ширине 30 метров, для ледокола это солидные размеры, его водоизмещение - 23,5 тыс. тонн. Высота мачт - 44 и 55 м., а до нижней палубы 20 метров, которые, к несчастью, стали роковыми для 65-летней туристки из Швейцарии, погибшей в августе 2007 года. Путешественница, увлекшись съемкой, перегнулась через ограждение борта и, упав с 20-метровой высоты, разбилась при ударе об лед. В сентябре 2009 года, рассказывает Александр, им пришлось эвакуировать группу археологов из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля, которые подали сигнал бедствия. Археологи занимались изучением стоянки голландской экспедиции Виллема Баренца. В далеком 1596 году Баренц вдоль арктических берегов искал короткую дорогу в Индию и Китай. По сути, тот самый Северный морской путь, по которому сейчас ходят ледоколы. Но тогда, на хрупком судне, ему не удалось пробиться дальше острова Новая Земля. Перезимовав там, на обратном пути он умер. Море стало носить его имя – Баренцево. По внешнему виду и состоянию спасенная экспедиция, по-видимому, пережила то же, с чем столкнулся и сам голландец. Также Александр показывал снимки, как Ледокол "Ямал" недалеко от Гренландии забирал со льда дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-36". А потом, пройдя через район Северного полюса недалеко от берегов Канады, высадил на лед участников новой экспедиции "СП-37". Для нее корабль вез доски, бревна, щиты для домиков, несколько сотен бочек с топливом, несколько бульдозеров и снегоходов и еще уйму всего необходимого полярной станции. На вопрос, какие самые большие льды может ломать ледокол, Александр ответил, что до 3-х метров, больше не рекомендуется. А вот капитан ледокола Румянцев Станислав Вячеславович, говорит он, на подобный вопрос всегда отвечает, что в Арктике нет такого льда, который бы они не преодолели. Способов несколько. Первый, если лед до нормы - колоть. Второй - обойти. Третий способ — работать ударами. Четвертый - подождать, пока ветер все не раздует и потом спокойно пройти. В Арктике, говорит капитан, ветер - самый лучший ледокол...
|