Матросскую бескозырку Сергей Анатольевич примерил сразу после получения диплома выпускника агрономического отделения Покровского совхоза-техникума. Служить довелось пареньку из Днепровки на Тихом океане, в Камчатской флотилии. Поскольку уже имел среднетехническое образование, минуя учебку сразу попал на корабль измерительного комплекса I ранга. Их борт обслуживал ракетные и космические войска, поэтому о многом нельзя рассказывать и сейчас – дана подписка о неразглашении секретной информации. А, в целом, задача экипажа из 130 человек заключалась в отслеживании погрешности полета ракет от заданной цели во время стрельб. Важно было засечь координаты, обработать информацию и очень быстро передать в Центр. Аппаратура слежения на корабле была очень сложная и по мощности ничем не уступала современным компьютерам. Правда, размеры были намного крупнее. Иные ЭВМ занимали целые каюты. Но самыми впечатляющими на судне были, пожалуй, трюмы. Они казались такими громадными, что в иной из них можно погрузить несколько танков, а то и небольшой самолет. В глубинах трюмов хранится топливо, питьевая и техническая вода, продукты питания и обмундирование с расчетом на полгода автономного плавания. Доводилось Сергею Анатольевичу ходить на экватор, пересекать буйные 40-е широты. Несколько раз попадал в шторм, а однажды перенес морскую бурю в 6 баллов. Качало крепко, едва на ногах стоишь. За бортом волна метров 5 выше корабля. Но волной не захлестывает, судно как бы попадает в яму, а потом поднимается из нее почти на гребень волны. И страшно и завораживающе красиво. - Любил качку, - рассказывает С. Федотов, - спокойно переносил и килевую и бортовую. От нее у меня всегда разгорался аппетит, а спалось как младенцу убаюканному в люльке. Первое время было интересно немного побаловать в килевую качку. Встанешь внизу трапа, подождешь пока нос корабля пойдет вниз, оттолкнешься от пола одной ногой и взлетаешь по инерции на самый верх. Здорово, аж дух захватывает. За что еще благодарен службе, так это за возможность увидеть собственными глазами почти всех морских зверей обитающих на побережьях Тихого океана. Видел касаток размером с хороший автобус, которые словно обычные селедки вылетали охотясь из воды и, кувыркнувшись, падали назад. Почти на расстоянии вытянутой руки видел морских котиков, львов, моржей, пингвинов. Дело в том, что оканчивать службу довелось уже в перестроечные 92-е годы, когда на учения выезжали совсем редко, больше патрулировали Камчатскую акваторию. Вести добычу морепродуктов в тех местах было нельзя, поэтому мы гоняли японские джонки, занимающиеся браконьерством. Догнать такой кораблик нам не позволяла мощность двигателей, а японцы, почуяв погоню, резко обрезали сети и легко уходили. Стрелять было нельзя. К сожалению, на дембель уходил разочарованный службой. Финансирование флота урезали, перестали проводить учения, а потом и вовсе выходить в океан. Целыми днями сидели в каютах, или занимались благоустройством в военном городке, ремонтом детских садов и даже рытьем траншей на прохудившихся теплотрассах. Нам, боевым матросам, было стыдно и за себя, и за своих боевых командиров. Но сегодня отношение государства к флоту и армии в целом круто изменилось в лучшую сторону. Даже без учета того, что сейчас появились новые боевые единицы, оружие, электроника, нашим морским войскам равных в мире нет. Двадцать лет назад у нас была самая грозная морская техника на планете, таковой, уверен, она осталась и сейчас. В. НОВИКОВ.
|