Ответить на этот вопрос должна реализация проекта «Народный контроль», направленного на пресечение необоснованного роста стоимости продовольственных товаров. Народные контролеры не просто осуществляют мониторинг цен по всей цепочке – от производителя до торговой сети. Они собирают информацию по всей Оренбургской области, и там, где выявляются случаи нарушений, в том числе, закона о торговле, документы передаются в соответствующие службы – Управление федеральной монопольной службы и Управление Роспотребнадзора. Для придачи действенности данного проекта принят Закон «О государственном регулировании торговой деятельности». Этот Закон наделил государство эффективными инструментами для борьбы с монополизмом среди крупных торговых сетей. Он также предусматривает возможность государственной заморозки цен на 90 дней в случае, если в течение 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта стоимость продуктов питания, входящих в список социально-значимых, выросла на 30 и более процентов. Если говорить о самом рекомендуемом списке продуктов для мониторинга, то в него входит 24 наименования. Это мясо, рыба, молокопродукты, крупы, хлебобулочные изделия, яйца, сахар, соль и другое, без чего не обойтись в повседневной жизни. За год реализации проекта «Народный контроль» в области мониторингом на социально значимые продукты питания охвачено около тысячи магазинов и торговых точек. Его результаты ежедневно размещаются на сайте orenzaschitaheеb@yandex.ru и любой желающий может посмотреть и сравнить цены по Оренбуржью. Есть там данные и по Беляевскому району, поскольку несколько дней назад в райцентр приезжала координатор проекта по области, генеральный директор ООО «Защита Хлеб» Татьяна Кошелева. Вместе с нашими местными народными контролерами В. Балахновым, М. Даниловой и А. Саватеевым они посетили два торговых предприятия. Хорошее впечатление на них произвел магазин «Южный». Татьяна Васильевна первым делом поинтересовалась у продавцов – знают ли они в лицо местных народных контролеров. Хозяйка ответила, что она в курсе и готова к сотрудничеству. К слову сказать, во время мониторинга цен рекомендуемых продуктов, торговых наценок более 10 % обнаружено не было, как, впрочем, просрочки и антисанитарии. Т. Кошелева была просто поражена, увидев пшено, изготовленное на 2-м оренбургском хлебокомбинате, рассыпанное в мешки Бузулукской оптовой базой, и доставленное из Саракташа. Представляете, уважаемые читатели, какой «крюк» сделало это пшено, и сколько посредников «погрело на нем руки», пока оно не дошло до прилавка? Отсюда и разница с ценой поставщика почти в 20 рублей за килограмм. Еще ее удивило отсутствие саракташской молочной продукции, которая дешевле и качественнее чем у оренбургского «Летнего луга». Прощаясь, Татьяна Васильевна подсказала предпринимательнице О. Сахиткиреевой, по каким адресам можно приобрести подешевле оренбургские продукты от производителей и прямых поставщиков. Кроме этого, по общему решению народных контролеров, на двери магазина «Южный» был прикреплен стикер: «Народный контроль – Гарантия низких цен». Иначе выглядела ситуация в магазине С. Иващенко по улице Первомайская. Наценка на все продукты была сделана в пределах 20 процентов. К слову сказать, там на прилавках не было и половины товаров, перечисленных в списке для мониторинга. Все только от брендовых производителей и самого высокого качества. Естественно, такие продукты и стоят гораздо дороже местных. Хозяйка магазина не стала скрывать, что ее предприятие, в первую очередь, направлено на обслуживание высокообеспеченных жителей. Походив вдоль прилавков, контролеры полюбовались довольно «кусачими» ценами и никаких санкций применять не стали, решив, что и магазин для богатых , наверное, нужен в райцентре. Подводя итоги работы в Беляевке, Т. Кошелева отметила пассивность наших продавцов на областном рынке . Вместо того, чтобы самим ездить по торговым базам и выбирать самые дешевые товары, они предпочитают ждать дома то, что им привезут поставщики. А так - расставил товары по полкам, сделал наценку и получай себе прибыль «не отходя от кассы». Такое поведение коммерсанты объясняют тем, что брать экспедитора, гонять автомобиль по базам им просто не выгодно. А может быть лень? Досадно, что от этого страдают покупатели, причем, именно самые незащищенные слои населения. «Народный контроль» - действенный рычаг управления местным рынком. Если он работает добросовестно, то и ситуация с аппетитами коммерсантов резко меняется, и возможности для «ноу-хау» у них появляются, и скидки на товары. Многое зависит и от самих покупателей. Достаточно просто игнорировать магазины, где делаются высокие наценки. Они будут вынуждены снизить цены или просто «вылетят в трубу». В. НОВИКОВ, фото автора.
|