- Раиса Федоровна, если вспомнить детство, о чем мечталось? - С раннего детства, сколько себя помню, мечтала стать педагогом. Даже с куклами играла в школу. Первая моя учительница В. Неклюдова. Мне казалось, что она очень многое видела, много знает и все умеет. Вообще, в то время учитель на селе считался элитной интеллигенцией, к мнению и совету его прислушивались. - Кем были Ваши родители, где Вы родились? - Родилась я в Беляевке, в семье служащих. Получилось так, что воспитывали меня мама и бабушка. Мама работала заведующей пуховязальной артелью. Жили мы очень дружно. Семья это ведь тоже школа, где меня обучали премудростям бытовой жизни. И все, чему училась в дальнейшем, пригодилось. - Закончили школу. Выбор сделан или были колебания? - Нет, выбор сделан. Я буду учителем. И окончательно повлияли на выбор моей профессии учителя Беляевской средней школы И. Крючков и Г. Немальцев – преподаватели истории. Это люди, действительно, Учителя с большой буквы. Они могли преподнести урок так, что я мысленно перемещалась из одной исторической эпохи в другую. Единственно, что мое желание двоилось – стать учителем географии или истории. Окончив школу в 1973 году, я подала документы на поступление в Оренбургский пединститут. Профессия учителя была престижной, я не прошла по конкурсу, не поступила. - Не подорвало ли это в Вас веру в мечту? - Да, было обидно, были слезы. Но внутри меня росло желание доказать себе и близким, что добьюсь поставленной цели, воплощу мечту в реальность. А пока, чтобы не пропал год, по направлению РОНО поехала пионервожатой в Крючковку. Так, в 1973 году начала самостоятельную трудовую жизнь. Сделала первый правильный шаг к достижению своей цели. - Вчерашняя школьница. С одной стороны – мудрый педагогический коллектив, с другой - школьники не намного моложе Вас. Трудности возникали? - Были, конечно, были. Были победы и поражения. Вы сами сказали: «Мудрый педагогический коллектив», коллектив наставников. Они учили меня, я училась у них. В становлении меня как вожатой, а затем, как педагога, большую роль сыграла Г. Голубых. У этого человека я и продолжаю учиться. С пионерами было попроще. Жизнь в пионерской организации бурлила. Это сборы, слеты, соревнования, походы. Скучать не приходилось. Главное – я работала в школе. - Работа вожатой увлекла Вас. А дальше? - Год пролетел незаметно. На одном дыхании. Я была настроена повторить попытку поступления в институт. В РОНО работала Н. Ихнева, добрейший души человек, чуткая и внимательная. Она подала мои документы в институт. С ее легкой руки я поступила, правда, на филологический факультет, о чем сейчас ни капли не жалею. Училась заочно. Училась легко. - Образование дало возможность карьерного роста? - Пока училась, работала пионервожатой. Потом прошла всю иерархическую лестницу. Учитель русского языка и литературы, организатор по внеклассной работе, завуч по воспитательной работе, завуч по учебной части. С 2004 года директор Крючковской средней школы. Так вот от пионервожатой до директора за 31 год. - Помните свой первый самостоятельный урок? - Любое первое в жизни событие всегда волнительно. Входишь в класс и десятки маленьких любопытных, оценивающих глаз впиваются в тебя. Найти контакт с классом и удерживать его на протяжении урока, вот, пожалуй, залог успеха любого учителя, начинающего или опытного. В этом плане я благодарна своим наставникам. И какое получаешь удовлетворение, когда проверяешь их знания и чувствуешь, что хоть крупицу этих знаний, но донесла до них. - Сегодняшние ученики. Какие они? - Прежде всего, это личности, имеющие чувство собственного я. Динамичные и грамотные, легко «ловят» и усваивают все новое передовое, они на «ты» с компьютером. У многих из них компьютеры дома, а у кого нет, в школе у нас прекрасный компьютерный класс. Со второго класса мы начинаем преподавать информатику. Гибкий детский мозг осваивает и усваивает все очень быстро. Практически через два года уровень развития первоклашек меняется, становится выше. - Хозяйственные, бытовые трудности. Как Вы справляетесь с ними? - Администрация школы тесно сотрудничает с администрацией сельского совета. Глава администрации В. Иващенко еще ни разу не отказал нам в помощи. К школе у него отношение особое. Сама я являюсь депутатом сельсовета, поэтому все наши чаяния и нужды на контроле у главы. Большую поддержку школе оказывает СПК им. Ленина во главе с А. Туроверовым. Мы с ним находимся в постоянном контакте. Очень тесно работаем с родителями учеников. Я им очень благодарна за поддержку, за их отзывчивость. В основном стараемся проблемы решать сами, своим дружным коллективом. За что я благодарна своему коллективу единомышленников. - Рабочий день директора. - Жизнь школы кипит, как котел. Вместе со всеми варюсь в нем и я. Занятия в школе организованы в одну смену. Буквально час школа отдыхает. После обеда начинается работа различных кружков, художественной школы, подготовка к различным соревнованиям. Это уже все проходит тихо – по-домашнему. - Любимчики среди учеников у директора есть? - Нет. Любимы все. Любимчиков нет. - Семья, дети. - В 1975 году здесь, в Крючковке, вышла замуж. С мужем вырастили и воспитали троих сыновей. Один сын живет в Беляевке, есть внучка – радость моя – Полинка. Один служит по контракту в армии. - Рабочий день директора закончен. Вы дома. - Зимние вечера в селе кажутся долгими. Сын купил мне компьютер. Сейчас я активный пользователь в Интернете. Бывает, за общением с друзьями просиживаю за полночь. А вообще, люблю вкусно и качественно готовить. Внучка любит чебуреки, а сын бешбармак. Жду лета. Летом огород, хозяйство. У меня свой цветничек, выращиваю розы. С удовольствием занимаюсь заготовками – солю и консервирую, варю варенье. - Вы человек активной жизненной позиции. Что ждете от будущего? - Недавно прошли выборы президента. Я была в Народном фронте в поддержку В. Путина. Как и большинство людей, хочу стабильности в обществе, в стране. Живу надеждой, что будет обращено внимание руководства области, страны на нас, на село. Иначе из него побегут, учить будет некого. -Ваши пожелания друзьям, знакомым, односельчанам. - Хочу пожелать всем здоровья, человеческих благ. Пусть беды обходят стороной, а каждый прожитый день приносит радость. - Детская мечта сбылась? - Да! - Спасибо за беседу. P.S. Хотел спросить Раису Федоровну, счастлива ли она. Но это было видно по глазам, с каким интересом она рассказывала об успехах учеников, кружков, коллектива. Несмотря на горечь утрат, она счастлива своими детьми, внучкой и еще сотнями детей, которые учились и учатся в Крючковской средней школе. Беседовал В. СТАФЕЕВ.
|