Воскресенье, 05.01.2025, 23:19
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Liveinternet
Форма входа
Разное
Поиск
Главная » Статьи » Люди земли нашей

М. Дияров: «Казахи стали не те»

- Об истории Жанаталапского детского дома не писал только ленивый… А как Вы отнеслись к тому, чтобы о нем снимали фильм?
- Сначала был против. На это есть свои причины. Об истории говорилось и писалось очень много, и не всегда факты были официальными, поэтому, если честно, боялся, что в очередной раз информацию исказят. А когда встретились со съемочной группой, перечитали документы, письма, воспоминания, касающиеся детдома, пришли к такому выводу – фильм снимать нужно для того, чтобы подрастающее поколение не забывало о жестоких годах коллективизации, о войне.
- А какое отношение коллективизация имеет к детдому?
- Самое прямое. Многие думают, что приют был создан в годы великой Отечественной, но на самом деле его история начинается с 20-х годов. Мулла Алдияр жалел детей, которые вынужденно покидали с родителями насиженные места в поисках лучшей жизни. В годы коллективизации у казахов забирали весь скот. Для кочевого народа, смыслом которого испокон веков являлось скотоводство, это означало остаться без крова, одежды, еды… Поэтому мулла сделал доброе дело открыл на пожертвования при мечети приют, в котором жили дети, ставшие невольными жертвами коллективизации. Об этом и многом другом мне довелось узнать в конце 80-х начале 90-х, когда в школе организовалась поисковая работа по истории детдома.
- Знаю, с какими трудностями пришлось столкнуться поисковикам… Неужели в селе никто ничего не помнит о тех тревожных годах?
- Знали, помнили, но не говорили. История приюта интересовала меня с детства. Я ведь жил напротив того места, где в 20-е и 30-е были захоронены умершие голодной смертью дети. Помню, как бабушка ругала, когда ребятами в детстве играли на тех холмиках… Она говорила, что там могилки детей, но никаких опознавательных знаков на них не было. С детства меня мучали вопросы, но никто не хотел говорить на эту тему. А когда начал работать в школе, снова стал расспрашивать. Не все односельчане оказались словоохотливыми, но по крупицам удалось собрать интересный материал.
- Как местные жители относились к детдомовцам, могут ли они быть причастными к поджогу приюта?
- Думаю, нет. Ведь в нем располагалась региональная казахская школа, которая готовила ценных специалистов – землемеров, счетоводов, трактористов, учителей. Поэтому сельчанам не было резона уничтожать приют, многим просто негде было бы учиться. У нас есть сведения о том, что несколько раз детдом поджигали воспитанники, относящиеся к числу трудных подростков. Там даже была криминальная группа из числа старшеклассников, которая держала в страхе не только воспитанников, но и коллектив. Беспорядки прекратились, когда директором стал военный летчик И. Редько. Кстати, он до сих пор жив и проживает в Акбулаке.
- На Ваш взгляд, чтобы быть хорошим руководителем, нужно родиться с организаторскими качествами или достаточно учиться управлению у старших наставников?
- Конечно, врожденный талант руководить коллективом важен, но и опыт старших тоже необходим. Мне посчастливилось работать под руководством Ф. Хусаинова. Это был человек-легенда, такие учителя, как он, встречаются редко. Лично для меня он до сих пор является примером того, каким должен быть учитель и директор.
- Вам едва исполнилось восемнадцать, когда Вы начали вести уроки физкультуры. Как ученики относились к молодому учителю?
- Просто замечательно, хотя в классах учились даже мои годки. Интересы у нас были одинаковые, поэтому организовали военно-инструментальный ансамбль. Выступали с концертами и нас поддерживали все. Давно это было, но и иногда беру гитару в руки и «Вот - новый поворот…» или «Перекресток семи дорог…».
- Марсель Каирович, Вы, оказывается, личность разносторонняя. И на гитаре можете играть, и проблемы односельчан решать…
- Стараюсь, но не все получается. Село свое люблю и трепетно отношусь к нему. Не простая у него судьба. Одним из первых попало в перестроечный круговорот, было в числе криминальных. Я благодарен тем жителям, которые сумели выстоять, сохранить семьи и вырастить хороших детей. На таких и держится наш Жанаталап. Признаков распада села я не вижу. Наоборот, у нас нет пустующих или разваливающихся домов, к нам приезжают молодые семьи, рождаемость растет, а значит, у села впереди светлый путь.
- Вы являетесь депутатом сельсовета вот уже третий созыв. Это означает, что население Вас поддерживает и, в принципе, в селе нет другого человека, который бы так радел за проблемы жанаталапцев. Как сложились отношения с местной властью?
- Я благодарен односельчанам за доверие. Работа депутата мне нравится, поскольку глава сельсовета Ю. Злубко не остается в стороне от наших проблем. С ним очень легко работать, потому что понимаем друг друга с полуслова.
По своей депутатской работе часто бываю в других селах, сравниваю их с Жанаталапом. И прихожу к выводу, что у нас немало плюсов. К примеру, в селе неплохие дороги, у людей во дворы и дома проведена вода, село полностью газифицировано. Конечно, мы не смогли сохранить клуб – и в этом, считаю, есть моя вина. Мы пытались отремонтировать его своими силами: стеклили, мазали, белили, перекрывали крышу. Но когда требуются капитальные вложения, как бы ни старались, конечно справиться не получится.
- Что больше волнует Вас, как депутата?
- Проблема иждивенчества. Мне больно видеть, как мои бывшие ученики бессмысленно растрачивают свою жизнь. Многие считают, что государство обязано помогать им во всем, растить детей, получать бесплатно жилье. Вот и получается, что семьям соцриска мы обязаны помогать в первую очередь, обеспечивая детей путевками, хорошими учебниками и т.д. а те, кто старается заработать, чьи дети учатся прилежно – в стороне. Считаю, что поддерживать нужно все семьи и особенно те, в которых растет будущий цвет района. Еще меня беспокоит проблема трудоустройства. Отцы семейств вынуждены уезжать на заработки в Москву и на Север.
- Марсель Каирович, как в казахском селе сохраняются традиции коренного населения?
- Скажу Вам честно - не те казахи стали, другие. Нет среди них былой дружбы. Являясь лидером казахской общественной организации, стараюсь сплотить народ. Организуем подписку на газету «Айкап», ведем факультативы по казахскому языку, участвуем во всех праздниках, демонстрируем народные промыслы, культуру. Хочется, чтобы и впредь все это сохранялось, а дружба односельчан крепла.
- Спасибо, что уделили время нашей газете. Читателям будет интересно узнать, что волнует депутата и директора школы М. Диярова.
Ю. ВЕЛИЧКО.

Категория: Люди земли нашей | Добавил: Coolleer (14.07.2013)
Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0