- Прошу сразу простить мне мое невежество, если я ошибусь в каких-то понятиях (а я ошибусь обязательно), но мне очень хочется познакомить вас с Вашими теперешними прихожанами и просто читателями газеты. Отец Сергий, расскажите, откуда Вы родом? - Я родился и вырос в городе Тутаев – это в 30 км от Ярославля. Семья у нас была небольшая: родители и мы с братом. В школе учеба давалась мне очень легко, но особенно увлекался электроникой. Даже после 8-го класса поступил в военное училище. Мне хватило всего двух недель, чтобы понять, что военная дисциплина – это не для меня. Забрал документы и ушел. Стал учиться на слесаря КИПиА и параллельно получать среднее образование в вечерней школе. Даже еще успел год до армии поработать на Тутаевском моторном заводе. - То есть, в Вашем детстве и юности ничего не предвещало таких грандиозных изменений в жизни? Родители не были набожными и в храм ходить не приучали? - Абсолютно. Более того, скажи мне кто тогда, что я стану священнослужителем, сильно бы удивился и, наверное, рассердился бы. Мой первый приход в церковь случился после восьмого класса. Готовился я к экзамену по геометрии, и так не хотелось мне учить все эти билеты, что я пошел в наш Воскресенский собор, узнал каким святым нужно поставить свечки: святителю Николаю, иконе Божьей Матери «Прибавление ума» и пророку Науму. Пришел домой и решил, что выучу только первых шесть билетов. На экзамене вытащил 6-й. Это был единственный раз за все детство и юность, когда я переступал порог храма. Но обо всем по порядку. Я тогда не пил, не курил, но не из каких-то там религиозных соображений, просто занимался бодибилдингом. Проще говоря, железо тягал. Мог подтянуться раз 50, поднимал большой вес, делал силовые упражнения на уровне разрядников. Но это все было чисто для себя. Параллельно с работой поступил в Ярославский автомеханический техникум. - Так что же Вас подтолкнуло или сподвигло сделать такой крутой поворот? - Двадцать шестого августа 1987 года я на танцах познакомился со своей будущей женой. Зашли… большие глаза и я сразу понял, что это ОНА. Пригласил на танец. Могу с уверенностью сказать, что это была любовь с первого взгляда и навсегда. Почти через год, 17 июня, мы расписались, отгуляли шумную веселую свадьбу. Таня работала секретарем судебного заседания, потом поступила в юридический институт. Теща стала настаивать, чтобы мы повенчались, а матушка моя, то есть, тогда просто жена, еще не крещеная была. Вот они с матерью и поехали в храм на собеседование (когда крещение принимает взрослый человек, с ним сначала проводится беседа). Я от нечего делать поехал с ними. Сначала глазел по сторонам, но потом поневоле стал прислушиваться к голосу отца Николая. Он негромко, но доступно и понятно рассказывал о сотворении мира, о деяниях Господа, о его гибели и чудесном воскрешении. Меня еще с уроков астрономии занимал вопрос – а что там дальше, за звездами?! Вышел я через два часа из храма и сказал, что буду ходить на службы и поститься. Таня только покрутила мне пальцем у виска и сказала, что готовить мне не будет. А теща меня поддержала. Первый пост я все 49 дней ел просто сваренные без ничего макароны с томатной пастой, но выдержал. В феврале мы обвенчались. Таня надеялась, что эта блажь у меня пройдет, потом начались ссоры, чуть до развода не дошло. Спасла семью опять же теща. Как уж она убедила Танюшу?! Но к концу года я твердо решил стать священником. На заводе уже был мастером, должны были назначить замом начальника цеха, получал 300 рублей – это были очень хорошие деньги. Впереди маячила двухкомнатная квартира – нам вот-вот должны были дать ключи. А я пришел и написал заявление об уходе. - Отец Сергий, вот Вы говорите – чуть не дошло до развода. А если б ситуация достигла критической отметки, смогли бы Вы отказаться от своей любви, от своей жены? (после небольшой паузы) - Я бы выбрал все равно церковь. Это было уже сильнее меня. Я старался каждую свободную минуту проводить в храме. Получал там 50 рублей, подносил свечи в алтаре и был счастлив. В августе 91 года прошел обряд рукоположения и стал дьяконом. Мы с моим наставником – тем самым отцом Николаем – съездили к старцу в Троице-Сергиеву Лавру, и через полгода я стал священником. (Кстати, отец Николай позже вместе со своей женой принял монашество и ушел в монастырь. Теперь они уже не одна семья, а он является Владыкой Вениамином. Представляете, какую надо иметь силу духа, веры и убеждений?!) - Татьяна тогда уже полностью приняла Ваш выбор? - Да, она сначала смирилась, а потом сама осознала всю серьезность, ненадуманность моих слов и действий. Только сперва сказала, что если мне дадут приход в деревне, поеду я туда один. А когда его на самом деле дали – село Середа Даниловского района – сразу вызвалась ехать со мной. - Сложно было становиться сельским жителем? - Вы знаете, я в техникуме получил 8 различных специальностей, поэтому все-все мог делать сам. Нам дали полуразваленный дом без окон, без дверей. И мы параллельно ремонтировали и его, и храм, в котором был устроен склад. Друзья приезжали, помогали. Теща переехала с нами тоже. У нас тогда уже появилась Анечка – так она бегала среди строительного мусора, оставляя на стенах отпечатки маленьких ручек. - Дочка не почувствовала на себе, что ее семья непохожа на другие, что ее папа сильно отличается от пап остальных детей? - Нисколько. Она же родилась в этой атмосфере, другого не знала. Все время была со мной в храме. Как-то ехали на своем «Москвичонке» мимо огромного кладбища, а Анечка и говорит: «Господи, сколько же здесь покойников – замучаешься отпевать!». (Сейчас она уже студентка 3-го курса медакадемии, вскоре выходит замуж. Нет, не за священника. Ее жених учится в том же автомеханическом техникуме, что когда-то отец заканчивал). Мы и хозяйство свое завели. Было время, когда трех коров держали. Колю дрова во дворе, а мимо идут селяне и шепчутся: «Ну надо же – как настоящий мужик топор держит!». - Надолго Середа стала для Вас родным домом? - Мы там прожили 16 лет. Конечно, каждого прихожанина в лицо знаешь. Это здесь храмы в селах еще редкость, а в Центральной России они повсюду. Много всего было за эти годы. Я успел закончить Ярославское духовное училище, в ноябре 2000 меня приняли сразу на 3-й курс Нижегородской духовной семинарии. А после еще получил диплом преподавателя теологии, закончив педуниверситет и получив высшее светское образование. Танюша моя работала в прокуратуре, ее неоднократно называли лучшим работником области. Она у меня очень чувствительная. Работает в надзорных органах и часто имеет дело с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. Придет, вижу, что что-то не так: «Детей жалко!», и в слезы. Такая она – «слезокапка». Те, кому она помогла, называют ее Мамой. - А как Вы попали в наши края? - Жена моя родом из Новосергиевского района. Сейчас теща уехала в родное село, а мы уж поближе к ней. Танюше еще 2 года надо доработать до выслуги лет, а я просил о переводе. Свободное место нашлось в Беляевке. Но сначала я еще 4 месяца был военным священником в Тоцком, принимал участие в крупномасштабных учениях, проходивших там. Тоже носил камуфляжную форму, только крест сверху. Я его ношу уже 20 лет, с обряда рукоположения (красивый 8-конечный крест из серебра). - И что, никогда не снимаете? - Почему же? (смеется). Я домой прихожу, подрясник снимаю, крест снимаю. Под ними обычная рубашка и брюки, как у всех людей. Да и одежду священнослужителя не всегда ношу, в свет выхожу. - А как Вы относитесь к телевизору и другим «благам цивилизации»? - Ничего бесовского в нем я не вижу. Гораздо важнее, что именно мы там смотрим. Ну как сейчас, например, без сотового телефона, цифровика или компьютера?! Документы в епархию надо отправлять все на электронных носителях. Время не стоит на месте. - Вам понравилось наше село? - Красиво здесь. Мне нравится. И люди хорошие мне все встречаются. Я приехал сюда 26 декабря, а 1 января – на мой день рождения – прихожане меня уже поздравили. Было очень приятно. Вот в феврале был в Ярославле по семейным делам, так, вернувшись, с удивлением почувствовал облегчение: «Слава Богу, я здесь, дома!» - Если человек видит в людях только хорошее, ему и кажется, что все вокруг хорошие. А тяжело без семьи сейчас? - Конечно. Рядом должны быть родные и близкие люди. С нетерпением жду момента, когда моя матушка завершит свои дела и присоединится ко мне. - Отец Сергий, а кто в семье должен быть главным? - Главной в семье должна быть Любовь. Хотя в Священном писании и сказано «Да убоится жена мужа своего» – это не значит, что она должна его бояться, речь идет об уважении. - Каковы планы на ближайшее будущее? - У меня почти нет свободного времени. Надо постепенно объехать все села, познакомиться с прихожанами. Вот только не на чем. Если бы нашлись добрые люди, с чьей помощью мы могли бы приобрести хоть старенький «жигуленок»... Сейчас начнем обкладывать камнем фундамент храма и строить часовенку-купальню. Планирую заказать красивый иконостас. - Что бы Вы хотели пожелать жителям нашего района накануне начала Великого поста? - Желаю, чтобы люди были добрее, научились прощать. Чем ближе вы будете к Богу, тем ближе и друг к другу. Приходите в храм, ведь это врачебница души. Умейте жить в мире. Завтра Прощеное воскресенье. Простите своих близких за все обиды, которые они Вам причинили, и душа Ваша получит долгожданное облегчение. Спаси Вас Бог! - Спасибо Вам за душевную беседу. О. ШИЛИНЦЕВА.
|