Первой мыслью, когда новоиспеченный кандидат наук попрощалась с приемной комиссией, была: «Это что же, я теперь могу читать не только специальную литературу и штудировать статистику, а еще и просто полистать художественную книжку?!». К своей цели она шла почти восемь лет, и сейчас, кажется, еще не полностью осознала, что можно остановиться и немного передохнуть. А впрочем, проводить время в бездействии – для Елены Григорьевны малоприемлемый вариант. К написанию диссертации педагог с 32-летним стажем приступила, когда за плечами у нее уже было два высших образования. Казалось бы, хватит, остановись, «вечная студентка», но Елена Кузнецова четко поняла тогда, что помимо вечного метания между работой и домом в ее жизни есть место еще для чего-то. К тому же, есть и силы, и возможности для реализации замыслов. Первое высшее она получала, работая в Белогорском детском саду. Сначала воспитателем, потом заведующей. И еще мамой. Дочке Наташе было два годика, сыну Андрею всего год, когда мама Лена вздумала поступать в Магнитогорский пединститут. С малышами помогала бабушка, забиравшая внучат к себе в Бузулук. В середине девяностых стало совсем туго – сад был совхозный, и зарплаты работники не видели по 7-8 месяцев. Тогда, с подачи Р. Ямкиной, и началась «школьная эра» в жизни Кузнецовой. В 1996 году она пришла педагогом-психологом в Белогорскую среднюю школу. И параллельно поступила на кафедру психологии Оренбургского педуниверситета. А вместе с Наташей и Андрюшкой подрастала младшенькая Машенька. Елена Григорьевна возглавляла творческую площадку психологов и вместе с коллегами из других школ накопила множество интересных разработок и диагностик, которые умело «запускала» в действие по всему району. Чтобы помочь детям раскрыться, поделиться тем, что их волнует и беспокоит, она установила в своей школе «Ящик откровений», куда ученики опускали свои послания. Иногда это была короткая записка, иногда целое письмо на нескольких страницах. Кому-то достаточно было одного совета, с кем-то переписка затягивалась на месяц. Тем ценнее было это дет-ское «спасибо» для школьного психолога – значит, все было не напрасно. Многим трудно выразить наболевшее, глядя человеку, тем более взрослому, в глаза. А бумага, как говорится, все стерпит. На собраниях Елена Григорьевна старалась достучаться до родителей, показать, что мучает их взрослеющих детей. «Душевному лекарю» важно было дать обеим сторонам не готовые ответы на вопросы, а подтолкнуть, помочь самим сделать правильные выводы. Так постепенно и рождалась тема будущей диссертации, которая по ходу работы менялась трижды. Последний раз – за месяц до защиты. Наука наукой, а должность мамы, жены и педагога никто не отменял. Поэтому после школы надо было заниматься домашними делами, а для кандидатской оставлять ночи. За эти годы дети успели вырасти и встать на ноги. Наталья живет с семьей на Севере, внучку Софию, которой всего 6 месяцев, бабушка еще не видела. Андрей, с детства бредивший отцовскими милицейскими погонами, окончил Челябинский институт МВД. Сейчас лейтенант Кузнецов в полугодовой командировке на Кавказе, а в Оренбурге его ждет жена с двумя сыновьями – Андрею Андреевичу (в третьем поколении) 2,5 года, Данилке 9 месяцев. Девятнадцатилетняя Маша – студентка Оренбургской юридической академии. В общем, по педагогическим стопам мамы детки не пошли. Елена Григорьевна издала восемь статей, которые вышли и самостоятельно, и в составе сборников. Примерно 100 листов из трехсот в ее работе – это диагностика. Поэтому окончательный вариант исследований получил название «Диагностика как фактор развития взаимодействия семьи и школы». Ее работа получила положительные отзывы от профессоров и докторов наук Москвы, Самары, Кемерово, Челябинска и Оренбурга, оценку диссертации давал Российский университет дружбы народов (РУДН) в Москве, он же рекомендовал ее к защите. Теперь-то можно бы устроить себе передышку, но некогда: в этом году Елена Кузнецова приступила к обязанностям директора Белогорской школы, и уже в январе это образовательное учреждение должно получить аккредитацию. Тут Елена Григорьевна полагается на помощь и поддержку своего коллектива, в котором уверена, как в себе, говоря: «Телега никогда не поедет, если колеса не крутятся». В отсутствие руководителя работа шла своим чередом, отлаженный маховик в надсмотрщике не нуждался. Поэтому сейчас все вместе будут готовиться к напряженному январю. А там, даст Бог, и на доцента можно будет замахнуться, благо, такое предложение кандидату наук уже поступило. О. ШИЛИНЦЕВА.
|