Пуховязальный промысел, зародившийся в Оренбуржье более 250 лет назад, прославил наш край на весь мир. Наверное, нет такого уголка на земном шаре, где бы не слышали о мастерстве оренбургских рукодельниц. Платки, паутинки, палантины покорили самых искушенных модниц. Они не только греют холодными вечерами, но и украшают любой наряд. Самая большая коллекция пуховых платков представлена в музее истории Оренбургского пухового платка, являющегося филиалом «Оренбургского областного музея изобразительных искусств». Руководство музея вышло к жителям Оренбуржья с инициативой – установить рекорд одновременного массового вязания на спицах огромного платка. Новый рекорд будет внесен в «Книгу рекордов России». Чтобы он состоялся, необходимо присутствие большого количества мастериц. Где же их найти? Ну, конечно же, в Беляевке, Саракташе, Кувандыке. Именно эту цель преследовала делегация от музея изобразительных искусств, которая несколько дней назад посетила райцентр. Нашим мастерицам предложили участвовать в установлении рекорда. Мероприятие планируется провести 13 октября ко дню Покрова Пресвятой Богородицы, на территории СКК «Оренбуржье». Участвовать могут все желающие, кто хорошо владеет спицами и кто мастерски вяжет паутинки, платки. В Беляевском районе рукодельниц много. Верхнеозерное, Алабайтал, Гирьял – села, в которых до сих пор процветает этот народный промысел. Паутинки местных умелец настолько ажурны и невесомы, что с легкостью проходят даже через маленькое колечко. У каждой мастерицы есть свои секреты и даже узоры, которые «наследуются» только по материнской линии. Старожилы села Верхнеозерное утверждают, что их узор – прародитель желтинского. В станице живет одна из самых талантливых пуховязальщиц района Т. Чернева. -Для того, чтобы связать одну паутинку нужно 300-400 граммов очищенного пуха. Предварительно из него нужно выбрать мусор и жесткие волосы, - рассказывает Тамара Михайловна. – Затем через гребенку я пропускаю пух. Получаются небольшие кусочки, а наши бабушки называли их «клочечки». Из этих кусочков прядется пуховая нитка. Чтобы пряжа была лучше, я сращиваю пуховую и шелковую нити, скручивая их. Пряжа готова, можно начинать вязать. У Тамары Михайловны в семье вязали все: и мама, и бабушка, и тетки. Глядя на них девочка начинала свое творчество с «самоварчиков» - здешний узор. Взрослея, осваивала новые: «дождик», «глухотинки», «снежинки», «шишечки», «елочки» и так далее. Осознанно вязать начала лет в 18-20. Одинаковых паутинок у нее нет, у каждого изделия свой рисунок, своя неповторимая особенность. Платок оценивается по трем условиям: по качеству обработки пуха, по толщине нити и по сложности узора. Палантин, связанный из запрядной нити – некачественный. Такое изделие легко можно узнать на рынке. Вид у него весьма хороший, товарный. Мягкий, пушистый. Смотришь – глаз не нарадуется. Вот только после первой стирки пух собьется в клочья, а нити повытягиваются. В таком платке стыдно и на людях появиться. Изделие из незапрядной нитки пушится не сразу, лишь при носке. Может поэтому невесомая, ажурная паутинка, проскальзывающая сквозь колечко, способна согреть в лютый мороз. Вяжут не только в Верхнеозерном, но и в Донском. Т. Кудашева без отрыва от «производства» может и вязать, и телевизор смотреть. Руки настолько выучили каждый стежок, что даже закрыв глаза, правильно вывяжут узор. Местные пуховязальщицы просто обязаны принять участие в установлении рекорда. Организаторы мероприятия гарантируют, что их имена будут вписаны в историю Оренбургского пуховязального промысла. Подать заявку на участие можно по телефонам – 8(3532)77-64-83, 77-23-83. Мастерицы района, давайте покажем всей России, что лучший пуховый платок обязан своим «рождением» именно вашим рукам! Ю. КЛИМОВА.
|