Суббота, 14.12.2024, 12:47
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Liveinternet
Форма входа
Разное
Поиск
Главная » Статьи » 65-летие Победы

Мы рано повзрослели

- Василий Спиридонович, Вы взяли в руки оружие в неполные семнадцать лет. Не страшно ли было идти на войну защищать Родину?

- Не видел никого, кто бы не боялся идти на фронт. Мы были совсем юными, но твердо знали, что такое - защищать свою страну и родных людей. Я ведь не сразу попал на огневой рубеж. Как сейчас помню, собрали нас - несколько мальчишек из Беляевки, Гирьяла и Островного - и отправили в Чкаловское авиационное училище. Мы старательно учились, запоминая все, о чем нам рассказывали старшие наставники, повидавшие войну. Конечно, нам было страшно. Но мы быстро взрослели, становясь твердыми и рассудительными, как настоящие военные.
- Помните, как впервые увидели боевой самолет?
- Конечно, помню. На меня, сельского паренька, самолет, увиденный вблизи, произвел большое впечатление. Мы не верили, что эта машина может поднять в небо несколько тонн бомб. Пройденная учеба в Ижевске, где располагалось эвакуированное Ленинградское авиационное училище, дала мне многое. Нас научили правильно вести себя в бою, стрелять из так называемой «турели», подвешивать бомбы и заряжать бортовое вооружение в боевом самолете.
- В то время техника обновлялась, в авиации появлялись новые самолеты?
- В тот момент, когда я попал на фронт, на вооружении стояли бомбардировщики на ЕР-2. Этот боевой самолет был произведен во время войны, но современным его нельзя было назвать. Вспоминается такой случай. В бой полетели четыре эскадрильи по десять самолетов, в итоге - сорок. А вернулись только восемь. Уцелевшие самолеты командование распорядилось «порезать» на металл. Взамен ЕР-2 прислали другие бомбардировщики - американские Б-25. Вот это машина! Бомбовая нагрузка в несколько раз по техническим превосходила наш ЕР-2. У него также имелось два мотора. На этом самолете мне довелось летать в районы городов Данциг и Кенигсберг. Победный Май 1945 года мы встретили с этим самолетом…
- Технику, наверное, американцы назад затребовали?..
- Нет. После войны Б-25 были переправлены в Китай. Я лично участвовал в операции по перегону. Все было настолько серьезно, что даже всех военных, кто участвовал в этом деле, переодели в гражданскую одежду. И не дай Бог отдать честь старшему по званию. Рассекретить задание нельзя было ни в коем случае.
- Домой Вы вернулись лишь в 1951 году. После войны до демобилизации Ваша служба тоже была связана с самолетами?
- В Бобруйске, куда наш полк перебросили после войны, я служил командиром огневых установок самолета. Именно там проводят инструктаж с только что прибывшими солдатиками. Именно там познакомился с новым самолетом.
ТУ-4 - тяжелый бомбардировщик с 12-тонным запасом горючего. Его начали выпускать в 1947-1948 годах. И этот самолет во много раз превосходил Б-25. Командиры между собой поговаривали, что ТУ-4 - это точная копия американской «летающей крепости». У него было четыре мотора, а общий вес с горючим, бомбами и снарядами доходил до 63 тонн. Если бы такая техника была во время войны, наша армия быстрее бы сломила врага.
- Сейчас все чаще в СМИ говорят о дедовщине среди военнослужащих. А была ли она в то время?
-Наверное, слукавлю, если отвечу, что не было.Среди солдат встречались разные личности. Явно негативное отношение проявлялось со стороны московских «блатных уркачей». Они издевались над всеми, кто хоть в чем-то был слабее их. К примеру, случай с военнопленными немцами, которым они не давали свободно вздохнуть. Поначалу я думал, может они мстят за погибших товарищей, но на самом деле - просто хотели навредить… Это трудно было искоренить в них, но встречались нормальные люди, которые давали им отпор. Вот такого рода была дедовщина в бытность моей службы.
- Василий Спиридонович, многие знают Вас в Беляевке как талантливого руководителя. Почти пятнадцать лет Вы являлись председателем сельского совета. С чего началась Ваша работа, когда приступили к обязанностям?
- Председателем сельсовета проработал в трех районах: Буртинском, Саракташском и Беляевском (смеется). Укрупнение, связанное с государственной реформой, считаю, было нецелесообразным. И стоило объединять, а потом разъединять? Это только сумятицу вносило. Свою работу на посту председателя начал с того, что первым делом занялся благоустройством. В Беляевке в 50-е годы деревья не росли. Вот и началась работа по озеленению села. И мы добились того, что на улицах начали яблони расти. А сейчас что? Больно смотреть, как старые деревья выкорчевывают, а на их месте молодые саженцы посадить только обещают. Проблема с дорогами тоже решалась. Асфальта в то время не было, так мы цементировали отдельные участки, отсыпали песком и гравием улицы Беляевки.
- Вы ведь также выступили инициатором установки водяных колонок?
- Да. Вот только что от них осталось? Цель провести воду в каждый дом - хорошая, но зачем же было демонтировать все колонки, ведь не у всех же беляевцев вода в доме. Этот момент был не продуман до конца.
- Как Вы считаете, политика государства по отношению к участникам ВОВ верная или нет?
- Считаю, что не верная. Возглавляя Совет ветеранов, сталкиваюсь с массой неразрешимых вопросов. Ветераны ВОВ очень обижены на власть за то, что она не всегда может посодействовать в получении автомобиля или же социальной выплаты на жилье. Неужели люди, прошедшие всю войну, не заслужили к себе достойного отношения. Не имею в виду себя. Я на фронте с декабря 1943 года. Но есть ведь среди ветеранов те, кто с первых дней и до конца войны стоял на защите государства. Неужели они не достойны внимания со стороны государства? Натоящие, боевые фронтовики стесняются ходить, просить помощи. Ветераны все еще надеются на совесть государственных чиновников.
- Спасибо за беседу.
Ю. ВЕЛИЧКО.
Категория: 65-летие Победы | Добавил: Coolleer (25.04.2010)
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0