Пятница, 17.05.2024, 02:44
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Liveinternet
Форма входа
Разное
Поиск
Главная » Статьи » Земляки

Герой огненного неба

О боевой судьбе одного из них – И. Злыденном – этот памятный очерк. Осенью 1940 г. он ступил на забайкальскую землю – станцию Бадa – для прохождения дальнейшей службы после окончания ЧВАУ-2. По прибытии на место новой службы молодой лейтенант был зачислен в 32-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (СБАП) штурманом среднего бомбардировщика типа СБ-2.

К тому времени 32-й авиаполк успел побывать в жарких воздушных боях с японцами в небе Китая и Монголии. Командиром полка в те годы был майор Г. Тхор (герой Испании), а командиром одной из эскадрилий – талантливый летчик И. Полбин. Впоследствии оба – генерал-майоры, Герои Советского Союза (посмертно), а Полбин – дважды Герой. Вот в такой, заявивший о себе авиаполк, прибыл годом спустя после Халхин-Гольских событий наш земляк.
Путь в авиацию у начинающего штурмана не был прямым. Родился Иван Дмитриевич в грозном 1919 году, но, видимо, под счастливой путеводной звездой, ибо она была к нему благосклонной. Семья его отца – Дмитрия Злыденного, переселенца с Украины – была одной из самых многодетных в нашем Копанском. Три сына и четыре дочери выросли в этой обычной крестьянской семье.
В 1926–30 гг. Ваня Злыденный, как все копанские дети, учился в местной начальной школе вместе с моей матерью. Его сверстники по окончании четырех классов свою учебу в школе заканчивали. Но не таков был Иван. Мечтая в отрочестве стать врачом, он продолжил учебу в Ключевской семилетке. Надо отдать должное родителям – в голодные 1932-33 гг. они не прервали учебу сына. Восьмилетнее образование, необходимое для дальнейшей учебы в среднем учебном заведении, Иван получил в Оренбургской средней школе № 24, расположенной на улице Чичерина. Это совсем рядом с Банным переулком, в котором находился постоялый двор нашего колхоза. В этой "гостинице" и проживал наш земляк все годы учебы в Оренбурге.
После восьмилетки Иван Злыденный поступил и закончил в 1938 г. медицинское училище. Там он вступил в комсомол и по комсомольской путевке его направили в ЧВАУ-2. В последнем учились только лица с полным средним образованием, так как профессия летчика-наблюдателя считалась элитной. Штурманов во все времена выпускали из военных училищ только офицерами, тогда как выпускникам-летчикам одно время присваивали звание сержантов. По этой причине командиром экипажа бомбардировщика до середи-ны 1930 г. был штурман-лейтенант.
Получив после окончания военного училища отпуск, молодой лейтенант приехал в родное Копанское навестить родителей, а затем отбыл к месту назначения – в закаленный, понюхавший пороху авиаполк. Прибывшему пополнению было у кого поучиться боевому мастерству.
Между тем над Европой сгущались «грозовые тучи». Весной 1940 г. под пятой немецких оккупантов оказалась Дания, Бельгия и Голландия, в июне наступила очередь Франции. В состоянии войны с Германией находилась с сентября 1939 г. и Великобритания.
В подразделениях ВВС ЗабВО развернулась напряженная работа по изучению и использованию опыта боев в Испании, Китае, Халхин-Голе и Финляндии. «Зимняя война» с финнами вскрыла серьезные недостатки в Красной Армии, в том числе и в авиации. Внушительные потери в этой войне самолетов типа СБ (более 400 самолетов за 13,5 месяцев войны) показали их невысокую надежность в зимнюю стужу и низкую боевую эффективность. Фронтовая авиация нуждалась в новом бомбардировщике с прицельным бомбометанием.
К концу 1940 г. такой самолет был разработан под руководством В. Петлякова. К его выпуску приступили на Иркутском авиационном заводе. Первую партию Пе-2 поручили осваивать на заводском полигоне армейским летчикам – одной из эскадрилий 32-го сбап. Но 22 июня эту работу пришлось свернуть. Началась война с Германией.
32-й сбап в полном составе «своим ходом» отправился на Юго-Западный фронт, куда он прибыл 17 июля 1941 г.. Уже через несколько дней две его эскадрильи (18 бомбардировщиков) участвовали в налете на станцию Молодечно. Истребительного прикрытия в этом вылете полк не имел, и отбомбившись, сразу же был атакован 30-ю Мессершмитами". В первом же бою лейтенант Злыденный лично сбил немецкий истребитель, проявив мужественное хладнокровие и мастерское владение стрелковым оружием бомбардировщика. Всего же на счету земляка числится три сбитых истребителя врага лично и два в коллективной «драке». Вернувшись на аэродром, экипаж обнаружил свой самолет буквально изрешеченным: около 50 пробоин насчитали в крыльях, фюзеляже и хвостовом оперении самолета.
За этой операцией последовала вторая, третья ... Всего же штурман И.Злыденный, он же и стрелок-бомбардира, совершил за четыре года войны 168 боевых вылетов, побывав в разных переделках. 130 раз его самолет был атакован вражескими истребителями, семь раз бомбардировщик сбивали, шесть раз экипаж выбрасывался из горящей машины с парашютом. Но не зря ходит в народе пословица: "В рубашке родился». Путеводная звезда хранила копанского сокола. Его судьба оказалась счастливей тех 49-ти земляков, чьи имена, включая его младшего брата Петра Злыденного, выбиты на постаменте памятника на месте бывшего села Копанское.
Совершив за первую неделю боев 21 вылет на бомбардировку, Иван Дмитриевич был ранен. С переломом ноги и сильной контузией он попал в госпиталь.
В родную часть И. Злыденный возвратился осенью 1941 г.. К этому времени 32-й авиаполк одним из первых в Красной Армии перевооружили на пикирующие бомбардировщики Пе-2 (прославленные и любимые в войсках "Пешки”). Пришлось переучиваться не только на новую технику, но и первыми из фронтовых экипажей осваивать непростой метод бомбежки с пикирования. Не у каждого сразу это получалось.
– Момент пикирования, – вспоминает один из штурманов бомбардировщика, – неприятен, словно у тебя из-под ног выхватывают лестницу и ты лишен опоры. А при выходе из пике тело наливается свинцом, вместе с летчиком тянешь штурвал на себя: одному ему трудно справиться с нагрузкой... (Судьба пикирующего бомбардировщика. – М.: Яуза – Эксмо, 2009).
Следует заметить, выход самолета из пике является самым уязвимым и опасным моментом атаки. До зенитных батарей – рукой подать, а самолет в эти минуты, переходя из фазы свободного падения в горизонтальный полет, замедляет скорость, подставляя зенитным снарядам всю нижнюю плоскость фюзеляжа. Не исключена также опасность повреждения самолета взрывной волной от своих же сброшенных бомб. Поэтому-то все должно быть рассчитано по секундам.
В мае 1943 г. за проявленный массовый героизм в тяжелых оборонительных боях полку было присвоено наименование Гвардейского Забайкальского, а вскоре его переименовали в 99-й отдельный разведывательный авиаполк (ГЗОРАП), вошедший в состав 15-й Воздушной армии. В течение зимы и лета 1943 г. эта армия обеспечивала наступательные операции Центрального, Брянского и Западного фронтов в районе Орловско-Курского выступа.
О фронтовых буднях воздушных разведчиков повествует замечательный к/ф «Хроника пикирующего бомбардировщика". Можно без преувеличения сказать, что прототипом личному составу бомбардировщика Пе-2 из этого кинофильма послужил экипаж И. Злыденного. Даже показанные в кинофильме бытовые эпизоды совпадают с фронтовой биографией земляка.
Осенью 1943 г. 15-я Воздушная армия была передана 2-му Прибалтийскому фронту, в составе которого она сражалась уже до конца войны. Завершил войну И. Злыденный – к тому времени уже старший летчик-наблюдатель и штурман звена, – участвуя в Курляндской операции западнее Риги.
По совокупности и результативности боевых вылетов и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старший лейтенант Злыденный в августе 1944 г. стал Кавалером Золотой Звезды. К концу войны героев в 99-м ГЗОРАП стало девять.
Любопытная деталь – в экипаже И. Злыденного стрелком-радистом сражалась девушка-старшина Н. Журкина-Киек, ставшая полным Кавалером ордена Славы – единственная в ВВС женщина, удостоенная столь высокой награды.
Летом памятного Победного года Ивану Дмитриевичу был предоставлен отпуск на родину. Встречало героя-сокола все село. Автору было в то время уже четыре года, и отдельные фрагменты той встречи он хорошо запомнил. Запомнил общий, наскоро сколоченный колхозным плотником дедом Ковальским стол, накрытый в центре села под осокорями, поса-женными когда-то моим дедом Анисимом Кравченко в год основания села. А за столом собрались все его жители, в основном женщины. В лице героя-летчика чествовали всех копанских фронтовиков – живых и не вернувшихся.
После войны наш прославленный земляк учился и закончил военную академию (1954 г.), после чего долгие годы до выхода в запас (1975 г.) служил на командных и политических должностях в разных авиационных частях страны. Ныне И. Злыденный – гвардии полковник в отставке, проживает в Москве и возглавляет Совет ветеранов (32)99-го ГЗОРАП, который шефствует над музеем "Взлет" этого полка: г. Москва, м. "Марьино", ул. Новомарьинская, д. 7, кор. 2. Приезжая в столицу, посетите музей – он стоит того!
П. РАДЧЕНКО,
профессор Морского государственного университета.
г. Владивосток.

* Полностью очерк опубликован в литжурналах "Оренбургский край", № 1, 2011 г. и "Слово Забайкалья", № 2, 2011 г.

Категория: Земляки | Добавил: Coolleer (03.08.2011)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 0.0/0