Верную жизненную дорогу Нурлугаш Сагидулловне Джуламановой помогла выбрать… книга. Еще в школе девочка прочитала произведение «Сельская учительница», которое и оказало решающее влияние на выбор будущей профессии. Училась Нурлугаш (или Нина, как все ее называют) очень хорошо, особенно легко ей давались точные науки. Сложные задачки и уравнения она щелкала, как орешки. Окончив Буртин-скую школу, девушка поступила в педагогический институт на заочное отделение и сразу пошла работать. Свою карьеру Нурлугаш начала в Петровской восьмилетке. Всему обучили ее непосредственные наставники В. Прищепа (директор школы), Н. Уразалиева и В. Маслова – старейший педагог. Незаметно пролетело три года. Очередная проверка, очередные открытые уроки… Преподавание молодого учителя пришлось по вкусу инспекторам, и Нине предложили перевестись на очное отделение. Это был очень редкий случай – обычно уходят на заочное. Она сразу влилась в свою группу, да и преподаватели ее уважали, потому что видели в ней свою коллегу, ведь девушке уже пришлось поработать. И не самой стоять у доски, а вызывать к ней других. Окончив в 1978 году институт, вернулась в Петровку, но почти сразу уехала в Оренбургский район. Стала преподавать в Нежинской средней школе. Тогда появилась и своя семья. Муж работал зоотехником, и вскоре его перевели в с. Черноречье на повышение. Молодую семью все устраивало на новом месте, но долго жить в этом селе было невозможно из-за частых выбросов газа. А у Джуламановых подрастали две дочки. И в 1987 году они приехали в Беляевку. Мужу, как главному зоотехнику колхоза «Октябрь», дали квартиру – тогда еще получить жилье было реально. Нину Сагидулловну пригласили на работу в районный отдел образования, но она попросилась в Беляевскую среднюю школу: «Хотелось показать и доказать, что могу. Конечно, был некий психологический барьер – коллектив-то устоявшийся, как примут новенькую? Но помогли здоровые амбиции». Сразу получила классное руководство. Тогда это был четвертый класс – 39 (!) человек: «Как справлялась, непонятно!» Первые ученики – Люба Раудина, Гуля Искакова, Андрей Соловых, Миша Петров и другие ребята. Помимо «своего» класса были и те, в которых она не являлась классным руководителем, но преподавала математику с 5 по 11, тоже – свои. Два года (10-11 кл.) учился у нее и нынешний начальник отдела образования Н. Чернев. Как добивалась Джуламанова хороших знаний на своих уроках? Она создала свою систему требований, двойки ставить не любила – вместо них ввела отработки. Занималась и дополнительно. Лучшей наградой для педагога был блеск в глазах самых трудных: «Нина Сагидулловна, я понял!» А вот давления и унижения на ее уроках не было никогда. Приходилось видеть за партами и обеих дочерей. Но она никогда не смешивала понятия «мама» и «учитель», никогда не держала Айнаш и Сауле на особом положении. Девочки тоже проявляли способности к математике, Айнаш даже говорила: «Надо было в финансисты идти». Но закончила с отличием Медакадемию, сейчас вернулась в Беляевку, работает участковым терапевтом и фармакологом. Сауле попала в первый выпуск лицея для одаренных детей в Оренбурге. Закончила его с медалью, а затем с красным дипломом ОГУ – факультет прикладной информатики в экономике (одно название чего стоит). Сейчас – программист в Клинике производственной медицины. Девчонки подарили родителям по внуку. Через одиннадцать лет, в 1998 году, Джуламанову пригласили на работу в отдел образования. Но еще два года она вела уроки в школе. Если говорить о том, где интереснее – сразу и не определишься. Везде есть свои «плюсы», свои положительные моменты. Было жаль с детьми расставаться, но и со взрослыми коллегами работать тоже нравится. В РОО Нурлугаш Сагидулловна, вслед за Е. Грабовской, начала заниматься организацией ЕГЭ. У нее самой двоякое отношение к этой форме проверки знаний учащихся. С одной стороны, хорошо, что можно попытать счастья сразу в нескольких ВУЗах, да и родителям в материальном плане полегче – большая вероятность поступить «своими мозгами». С другой стороны, тестовая форма не всегда в полной мере может выявить истинные знания ребенка. Поначалу наблюдалась даже легкая истерия – незнакомая обстановка, сама процедура излишне строгая. Но теперь все вошло в норму, систему отработали, дети привыкли и успокоились. Уже одиннадцать лет, столько же, сколько и в Беляевской школе, Джуламанова работает в отделе образования. Она является главным специалистом по организационно-педагогической деятельности. И в день юбилея свои сердечные поздравления и пожелания, дарят ей коллективы отдела образования Беляевского района и Дома детского творчества:
Здоровья и счастья большого желаем, Терпенья, достатка,покоя в семье, Яркого солнца и мирного неба, Радости в жизни, всех благ на земле! О. ШИЛИНЦЕВА.
|