Категории
Производство [104] |
Cпорт [41] |
65-летие Победы [59] |
Люди земли нашей [390] |
Социалка [73] |
Жизнь района [919] |
Люди недели [73] |
Назначения [40] |
Засада [10] |
Обратная связь [99] |
Вера [11] |
История района [41] |
Здравоохранение [27] |
Проблема [55] |
Хроника происшествий [34] |
Официальная информация [18] |
Школа [59] |
Культура [63] |
Человек Общество. Порядок [77] |
Память [26] |
Служба [45] |
Природа и экология [44] |
Земляки [9] |
По краю [9] |
Семейная жизнь [31] |
Неформат [5] |
Невыдуманные истории [11] |
Путешествия [10] |
Россия.Армия.Солдат [6] |
Дети войны [1] |
Увлеченный человек [1] |
Личность [5] |
Знай наших [3] |
Вслед событию [3] |
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Liveinternet
Друзья сайта
Поиск
Главная » Статьи » История района |
Мелом по грифелю
Гордое звание Тогда же в село приехала и Клава. Девочке из Поволжья, можно сказать, повезло. В 20-е годы сложно было найти в деревне человека с семилетним образованием. Но детство девочки как раз совпало с тем временем, когда молодая Советская власть широко пропагандировала народное образование. Так и окончила сельская девчонка целых семь классов, став в своей деревне самым грамотным человеком. Вечерами бабы на завалинке часто видели, как юная «учительница», совсем еще подросток, спешила мимо них с целой стопкой книжек. Простая деревенская изба превращалась в «дом народного просвещения», куда приходили взрослые мужчины и женщины, чтобы послушать о дальних странах, о великих людях, об устройстве огромного мира. Многие из них тогда свято верили, что земля наша стоит на трех китах и если дойти до ее края, можно упасть в бездну. Слушали, открыв рот, с трудом выводили первые буквы, больше похожие на каракули, по грифельной доске. Два года Клавдия проработала в «ликбезе». Потом был Безенчукский сельскохозяйственный техникум. Там слушатели занимались, в основном, самообразованием. Делились на пятерки, выбирали сильного ученика, который не только контролировал, но и сам мог побыть в роли преподавателя. Местом практики для будущего зоотехника и стал «Совхозуч» - показательное хозяйство, где проводилась учеба по советскому хозяйствованию (будущий «Буртинский»). Новоиспеченные специалисты зачастую не учили, а сами учились у опытных чабанов содержанию, кормлению, лечению скота. Но сердце стремилось в школу, к детям, к мелу и доске. И в 1937 году Клавдия за один год прошла весь курс педагогического училища, сдав все экзамены экстерном. В аттестате за подписью наркома просвещения РСФСР значится: «После экстерната и прохождения установленного испытательного стажа педагогической работы в школе удостоена звания Учителя начальной школы». В те суровые годы это звание звучало по-особому гордо. К этому времени Александр Тимофеевич и Клавдия Ивановна уже связали свои судьбы воедино. Муж директорствовал, жена преподавала. С маленькой Томой нянчилась бабаня, мама Клавдии. И все было хорошо в молодой семье, не обрушься на нашу землю черная беда – ВОЙНА. Уже в октябре 1941 года глава семейства ушел на фронт. Ушел, чтобы уже никогда не вернуться, осталась семья без мужа и отца, а Буртинская школа – без директора. Меньше года провоевал Бочаров, в Центральном архиве г. Подольска Московской области есть запись: «В карточке учета безвозвратных потерь офицерского состава значится, что мл. лейтенант А.Г. Бочаров, командир взвода 664 Стрелкового полка, погиб 18 августа 1942 года. Похоронен в дер. Сутоки, Старорусского района Ленинградской области. На посту директора Буртинской семилетки мужа сменила Клавдия. Ох, как нелегко приходилось маленькой хрупкой женщине!.. При необходимости в райцентр добирались на верблюдах или на лошадях. Особенно жутко было зимой. Как-то Бочарова ехала на санях и задремала, съежившись, с краю. Вдруг, что-то почуяв, кобылка рванула. Женщина упала в снег и моментально проснулась. Едва не выпадая из огромных валенок, утопая в снегу, Клавдия бросилась догонять удаляющиеся сани – страх остаться одной посреди степи оказался сильнее холода и голода, придав ей силы. Вместе с техническим работником О. Дмитриевой директор топила печи в школе. Топили не в ночь, а рано утром, потому что Клавдия Ивановна остерегалась пожара. Когда топка заканчивалась, она уходила домой – управляться по хозяйству, готовиться к урокам, а тетя Луша сама дотапливала и закрывала трубы. ... И МИР В 1946 году Бочарова попросила освободить ее от обязанностей директора, слишком тяжело ей было справляться со всеми проблемами – и семейными, и профессиональными. В то время считалось так – ушел с поста директора, значит, в этой школе тебе больше не преподавать. Вот и Клавдии Ивановне пришлось перебираться в Бурлык. (Кстати, в 1947 году буртинское здание сгорело, и Бочаровой писали бывшие ученики: «Вот не уехали бы Вы, и школа была бы целая»). Послевоенные годы в Бурлыке. Не хватало…всего. Не было чернил, бумаги, здание почти не отапливалось, ученикам не в чем было ходить, иногда и нечего было поесть. Вот Клавдия Ивановна, простой учитель начальных классов, и хлопотала, требовала, выбивала. То муку, то одежду, то дрова и уголь особо нуждающихся семей, родные которых не пришли с фронта. А у самой… Муж тоже погиб, на руках четверо детей и ослепшая мать. Как бы ни было трудно, для этой женщины не было чужой беды и чужих детей. А она, в свою очередь, навсегда оставалась для них первой учительницей и лучшим другом. В Бурлыкской школе Клавдия Ивановна Бочарова проработала еще почти тридцать лет – до 1973 года. Сколько учеников за это время она научила читать и писать! Вырастая, они разлетались кто куда, но не забывали про НЕЕ. Со всех концов страны летели слова сердечной признательности этому такому близкому и далекому человеку. Сколько еще хорошего, доброго и светлого дал бы своим воспитанникам Александр Тимофеевич, не отними его жестокая война… Глядя на пример этих замечательных людей, какой еще выбор могла сделать Тамара Александровна, как не продолжить их путь?! * * * * * Сведения о первых директорах и педагогах школы раздобыть очень трудно. Тем более, если школа сгорела, живых свидетелей не осталось, а документы утеряны. Сбором этой информации, разыскиванием родственников и тех, кто что-либо знает о тех далеких временах, занимаются ребята из группы «Поиск» под руководством преподавателя истории и заведующей школьным музеем Ирины Александровны Дроботовой. Мы побывали в Буртинской средней школе в те дни, когда там полным ходом шла подготовка к сегодняшнему вечеру встречи выпускников. Нынешнее здание – третье по счету в истории села. Оно открыло двери для своих учеников в 1965 году. И первые выпускники услышали свой последний звонок в 1966 году, то есть 45 лет назад. Среди них и Алла Ивановна Пашковская – врач, известный всему району. Стена школьного музея отражает всю жизнь школы за эти годы – на черно-белых, даже порой пожелтевших, и цветных фотоснимках запечатлены все выпускники с 1966 по 2010 годы. Буртинская школа проводила в большую жизнь много замечательных людей: А. Динера, В. Резниченко, Т. Резниченко, А. Туроверова, К. Карагулова. Некоторые нашли себя за пределами Беляевского района: В. Чиндяскин - зав. кафедрой менеджмента ОГАУ, А. Попов - компания «Орьтехника», С. Макаримов - заслуженный ветврач Удмуртии, К. Зеленский - ген.директор ЗАО «Оренбургский бройлер». В школьном музее бережно хранятся все работы, выполненные юными буртинцами в разных классах. И придя сюда через много лет после школы, можно увидеть собственноручно написанный реферат, повертеть в руках тщательно склеенный когда-то макет, полистать альбомы с фотографиями. Жизнь школы неотъемлема от жизни села, поэтому в музее тесно переплетены реалии разных времен. Старинные телефоны и самодельные люльки, туалетный столик с зеркалом и первые елочные игрушки, солдатский штык и ручная маслобойка. Здесь все интересно. Все хочется потрогать, рассмотреть. И сегодня вечером здесь будет очень много народа – каждому захочется вновь вернуться в годы своего детства и юности… О. ШИЛИНЦЕВА. | |
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0 |