Суббота, 14.12.2024, 14:09
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Liveinternet
Форма входа
Разное
Поиск
Главная » Статьи » 65-летие Победы

Трудовой фронт беляевских женщин

Массовые мобилизации на фронт в 1941г. и в первой половине 1942г. обескровили Беляевку. Все здоровые мужики и молодые парни ушли на фронт. На селе остались из мужского пола только старики, да подростки 13-16 лет. Семнадцатилетних уже призывали в армию.

Осиротели дети, овдовели жены, остались без любимых невесты. Многие дети так и вырастут, никогда не увидев своих отцов, дедов, а жены – мужей. Молодые, красивые, полные сил невесты так и состарятся, не познав человеческого счастья, горячей мужской любви, радости рождения ребенка.
Тяжелое трагическое время. Все смешалось: война, беда, мечты и юность.Все мирские заботы, все печали легли тяжелым бременем на хрупкие плечи женщин, подростков, девчат. Беляевская женщина – крестьянка стала главной жизнеутверждающей силой, матерью, кормилицей семьи, села, всей страны. Самоотверженно, безотказно трудились они в поте лица своего и на колхозной ниве, и на своем подворье. Вспомина-ются их добрые, озабоченные, порой грустные и печальные глаза, их светлые улыбки, а в минуты отдыха или при возвращении на повозках с работы, вдохновенные прекрасные лица и великолепное исполнение русских и украинских песен. Для меня все женщины того времени были красавицами. Повседневная физическая работа в степи, на подворье – во все времена года, наполняла их природной силой. Солнце и степной ветер наложили свои краски на лицо, шею, руки – они отливали прекрасным здоровым загаром и свежестью.
В годы войны мне довелось работать с настоящими русскими и украинскими женщинами. Они были не только физически развиты, здоровы, красивы, но и богаты духовно, прекрасны душой. Для них, воспитанных в лучших крестьянских традициях, было характерно трудолюбие, любовь и забота о семье, взаимопомощь, доброжелательность, обязательность, великое терпение и жизненная стойкость перед ударами судьбы.
Воплощением этих высоких нравственных качеств для меня была Мария Ефремовна Кулик, наша соседка, жена родного брата моей матери. Я часто работал с ней в бригаде и по дому. Тяжелая ей выпала доля. Более 10 лет она жила без мужа. Муж ее, Андрей Кулик, сразу после свадьбы был призван в Красную Армию. Отслужил, вернулся домой, но вскоре ушел на войну с Финляндией. Отвоевал, вновь вернулся домой. Но, как говорят, не успел передохнуть, как снова на фронт. Началась Великая Отечественная война. И тетя Маруся все одна и одна с малыми детьми на руках. День и ночь в трудах и заботах. Работала в колхозе и вела домашнее хозяйство, чтобы прокормить и одеть детей.
Такой же была и моя вторая мать Мария Евстафьевна. Она осталась одна с тремя малыми детьми. Я старший – мне 14 лет, Виктору – 11, а сестра Люба родилась через месяц после ухода отца на фронт. Такое было время. В этих тяжелых условиях мать настояла, чтобы я продолжал учебу в школе, хотя все мои сверстники после седьмого класса бросали учебу, шли работать. При всем тяжелом положении она вырастила детей, дала им образование, вывела в люди. Это и есть настоящий жизненный подвиг. В этом смысл жизни человека на Земле.
Не менее, а может быть и более трагичной была судьба и другой колхозной труженицы – Ефросиньи Бохан. Все крестьянские семьи времен войны были равны в бедности. Различались лишь тем, что одни были бедными, а другие – очень бедными. А у Ефросиньи еще арест мужа как «врага народа». Ее муж – Лаврен Бохан был репрессирован в 1938 г. Потом, уже после войны, реабилитирован. Но это потом, а жить надо было сегодня, сейчас. Спасибо людям, они все понимали и относились сочувственно.
Много лиха хватили Котова Ульяна Евстафьевна с четырьмя малыми детьми на руках и Мария Ивановна Зычкова, растившая десятерых детей. Активно трудились в колхозе наша соседка Анастасия Ивановна Штамбур, Полина Артюх, Феня Ярыш, Татьяна Ванжа, Дарья Карташова и много других женщин как в первой, так и в остальных бригадах колхоза. С раннего утра и до позднего вечера стояли они на подножках сеялок во время посевной, косили, копнили и скирдовали сено во время сенокоса, убирали золотистую оренбургскую пшеницу. Под палящим солнцем, в степи на току, целыми днями крутили веялки, очищая и сортируя пшеницу, загружали конные брички зерном для госпоставок: сколько собрали зерна, столько же и отправили на элеватор ст.Желтое, на фронт, оставляя только необходимое количество на посевную. Уставшие возвращались они домой, где их ждала новая забота. Хорошо, если в семье были дети 14-16 лет, они помогали по хозяйству. А если только малые?
Нынешние молодые жители с.Беляевки должны знать, что до войны, и вплоть до середины 50-х годов XX века крестьяне-колхозники жили, прежде всего, за счет приусадебного участка, и домашнего хозяйства. В магазинах продуктов не продавали. Да у крестьян и денег не было. В магазине можно было приобрести монпасье-подушечки, сахар, соль, керосин и другие мелочи. Был острый дефицит на различные ткани на платья, костюмы, пальто. Очередь в промтоварные магазины занимали с вечера. Продукты питания - мясо, молоко, масло, яйца, крупы, капуста, морковь, огурцы, помидоры, лук, картофель, арбузы - все выращивалось и производилось на крестьянском подворье. Зерно (пшеницу, рожь, ячмень, просо...) выдавали на трудодни. Но помол зерна на мельнице и выпечку хлеба каждая семья производила сама. Все женщины умели печь прекрасные буханки хлеба – высокие, пышные, душистые. Очень острой и сложной была проблема топлива. Топили в зимнее время в основном соломой, кизяком, иногда ходили в лес рубить тальник, кустарник. Вот почему крестьян-ские дети начинали работать по хозяйству с 10-12 лет! Приучались к труду с пеленок. Может, потому и вырастали здоровыми физически, нравственно крепкими и духовно богатыми.
Когда в доме был глава семьи, хозяин, кормилец, естественно, основные сложные работы выполнял он. Женщина больше занималась детьми, вела домашнее хозяйство. Только один огород требовал больших трудовых усилий. Главное – это полив. Без воды в засушливой степи ничего не вырастет. А ныне, когда отец, муж, сын ушли на фронт, женщина осталась «один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами». Всюду надо быть, везде успеть, везде нужна ее работа, ее заботы.
И еще было одно тяжелое бремя, о котором почему-то умалчивают. Работая в колхозе для фронта, на своем подворье – для выживания, женщина-крестьянка обязана была платить государству натуральный налог.
Хорошо помню, как 13-15 летним подростком я ежедневно носил молоко в маслопром в счет налога на масло. Там вечером выстраивалась очередь. Приемщики определяли жирность и записывали количество сданных литров молока. Я не помню, сколько литров молока надо было сдать. Носили почти все лето. Маслопром находился на углу Степной и Кузнечной.
Очень жаль, но за давностью лет я не помню объем налога, но знаю, что каждый крестьянский двор обязан был поставить государству: – мясо, масло или молоко, яйцо, шерсть. Независимо от того, имеешь ли ты на подворье корову, птицу, овец, ты должен купить эти продукты и поставить их натурой. И самое удивительное, что в условиях войны все выполняли налог.
Колхоз, где работали наши женщины, практически всю продукцию поставлял государству: и мясо, и шерсть, и масло, и даже сено, но самое главное, это поставки зерна – золотой оренбургской пшеницы. Видит Бог, так оно и было.
Особенно трудной была весна 1942 г. Народ еще не приспосо-
бился, еще не мог поверить, что война будет длительной, жестокой и кровопролитной.
Потеря огромных территорий Украины, Белоруссии, Прибалтики, эвакуация заводов и населения на Восток (в Беляевке было много эвакуированных евреев из Украины) – все это резко сказалось на материальном положении сельчан. Пропали спички, не хватало соли, сахара, махорки и многого другого, а главное – хлеба. Порой по весне не хватало кормов для скота и лошадей.
Народ искал выход из трудного положения. Весной 1942-1943гг. собирали в поле колоски пшеницы. После осенней уборки зерновых комбайном в поле, на земле, оставалось много колосков. Вот и кинулись люди в степь, на поля собирать зернышки, чтобы готовить из них еду. Но оказалось, полежав зиму под снегом, колоски по весне начали прорастать и стали ядовитыми. Многие отравились. Настоящая эпидемия. Из Оренбурга приезжала группа врачей для лечения больных и разъяснения людям, что готовить пищу из колосков опасно для жизни.
Пацаны занимались ловлей сусликов. Пока в степи в оврагах была вода – ходили выливать из нор, а потом ставили капканы. Шкурки сусликов сдавали в заготпушнину. Шкурка первого сорта стоила около рубля. По тем временам это была уже денежка. Более того, во время войны некоторые пробовали употреблять мясо сусликов в пищу. Если хорошо приготовить, то мясо даже вкусное. Что делать? Голод не тетка.
Бывало и такое. По весне не хватало корма для скота. А до выгона в степь еще порядочно. Шли на крайние меры. Конюшни полеводческих бригад были крыты соломой, да и многие дома тоже. Вот и разбирали крыши на корм скоту. Как-то дотягивали до выхода скота в ковыльную степь.
Нет спичек. Придумаем. Голь на выдумки хитра. Да и изобретать ничего не надо. Вспомнили, как добывали огонь наши предки. В ход пошло кресало. Стальная пластина от ножа сенокосилки, хорошая речная галька и жгут из ваты. Удар стальной пластиной по гальке – сноп искр! Они попадают на жгут из ваты. Вата начинает тлеть, от нее прикуривали и разводили огонь.
Тяжелая повседневная борьба за выживание в условиях неизвестности порождала у женщин чувство постоянного беспокойства, тревоги, страха. Жены переживали за мужей и сыновей, сестры за отцов и братьев, невесты за женихов, и все вместе за родных и близких. Как они там, на фронте? Здоровы ли, а главное – живы ли? А война нарастала. Ей не видно конца. «Сороковые пороховые... Где перестуки эшелонные, да извещения похоронные...» - так выразил их суть поэт. Сердце учащенно билось от страха, когда на улице появлялся почтальон. Избави, Господи, нас от похоронки. Но ко многим они приходили. И тогда со двора на всю улицу слышались рыдания и причитания женщин, плач детей. Неутешное горе навсегда поселялось в доме, в душах жен, матерей, детей.
Постоянные тревоги и страхи побуждали женщин искать успокоение в религии. Многие становились верующими, обращались к Богу за спасением. Хотя церковь в Беляевке была разрушена в 20-е годы, но во время войны верующих прибавилось. Никто не запрещал, да и не мог запретить верить и молиться Богу, тем более устраивать гонения на верующих.
Судьбу своих матерей в полной мере разделили дочери. Они были верными и незаменимыми помощницами в трудах и заботах. Было бы совершенно несправедливо не сказать о бескорыстном труде для фронта молодых беляевских девчат. Девчонки старались облегчить труд матерей. Им, молодым, было легче переносить тяготы физического труда в поле и дома по хозяйству.
Такова жестокая реальность войны. На фронте, в сражениях и боях, гибли лучшие сыны России, в тылу молодые, здоровые невесты, девчата лишались великой материнской радости. Потери на фронте дополнялись потерями в тылу. Историки, исследователи Великой Отечественной войны не всегда уделяют должное внимание изучению психологического духовно-нравственного состояния мужчин и женщин, молодых девчат. Больше речь идет о боях, сражениях, о победах и поражениях, о героическом труде на заводах и колхозах. Это правильно. Это важно. Но еще важнее психологическое, душевное, моральное состояние людей в условиях войны, их думы, мечты, страдания и переживания, надежды и разочарования.
Девчонки, подростки наравне со своими матерями работали в степи на сенокосе, уборке урожая. Работали бескорыстно и старательно. Хотелось бы назвать их всех поименно. Они этого больше чем заслуживают.
Моя память сохранила имена только моих сверстниц, с которыми в суровые военные годы я учился в школе и работал в колхозе. Среди них Стародубцева Мария, Карташева Рая, Бойко Нина из Воротовки, Ванжа Люба, Васютинская Лена, Зычкова Екатерина, Носкова Надежда, Шевченко Надя, Солодовникова Надя, Кузьменко Евдокия, Починская Елизавета, Власенко Нелля.
В 1944 г. в 9-м классе Беляевской средней школе училось 14 девочек и два паренька. На весь район 16 девятиклассников. Поклонимся этим юным девочкам Великой Отечественной войны. На их долю выпали тяжелые испытания. Они их выдержали!
Мне могут сказать, что я идеализирую беляевских женщин военного времени, но они совершили то, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Их нравственный и трудовой подвиг невозможно переоценить. Без их самоотверженного бескорыстного труда не было бы Победы. Чем можно измерить материнский подвиг Анны Григорьевны Стародубцевой, родившей и воспитавшей четверых сыновей, положивших на алтарь Отечества свои молодые жизни, матерей братьев Разнотовских, Доценко, Ярышей, Солодовниковых, Куготов, Тарасенко, Зайцевых и многих других, отдавших фронту своих детей. Их сыновья достойно и мужественно бились на фронтах войны за свободу и независимость Родины. Может, администрации Беляевки следует подумать о создании памятника беляевской женщине и подростку от благодарных потомков.
Отмечая 65-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поклонимся женщинам и девчатам Беляевки, восславим их женский и материнский подвиг, сохраним в памяти их светлые имена.
М. Бибик ,
ветеран Великой
Отечественной войны.
Февраль, 2010.
Санкт-Петербург.

Категория: 65-летие Победы | Добавил: Coolleer (09.03.2010)
Просмотров: 585 | Рейтинг: 1.0/1